«РКН заблокировал сайт, но никто не уведомил!

Это какая-то ошибка!»

Давайте разбираться, действительно ли РКН обязан предупреждать владельца о блокировке ресурса и как снять блокировку домена, если сайт уже недоступен.

Потеря доступа к сайту - это в любом случае стресс для бизнеса: реклама не работает, заявки не поступают, клиенты уходят, доход падает. Бизнес встал! И нередко всё начинается именно с фразы: «Мы ничего не получали, нас не уведомили. Это какая-то ошибка!». На форумах и в отзывах можно встретить немало таких историй о заблокированных сайтах.
Более того, многие владельцы сайтов уверены, если не было уведомления о включении сайта в реестр запрещённых ресурсов, значит, блокировка незаконна. Такую позицию мы часто слышим от клиентов, приходящих с запросом на разблокировку сайта. Они искренне убеждены, что блокировка невозможна без предварительного уведомления. Подобное восприятие вполне объяснимо, ведь в представлении предпринимателя логично ожидать официального предупреждения и четкого объяснения перед столь критичной для бизнеса мерой, как блокировка сайта Роскомнадзором.

Наверное, первое, что в такой ситуации сделает любой владелец сайта, проверит рабочую почту, личный кабинет хостинга, переписку с провайдером, обратится в техподдержку. Но письма нет. Тогда возникает ощущение, что это просто сбой или ошибка, и скоро всё восстановят. Однако время идёт, доступ не восстанавливается, и тогда владельцы начинают самостоятельно разбираться в ситуации и в первую очередь обращаются к Единому реестру запрещенных сайтов, чтобы выяснить, не внесён ли сайт туда.

Тут, возвращаясь к роли хостинга, важно отметить, что в соответствии с Федеральным законом № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», РКН направляет уведомление о выявленных нарушениях именно оператору, предоставляющему услуги хостинга или связи, то есть хостинг-провайдеру. После получения такого уведомления хостинг-провайдер обязан незамедлительно (в течение суток) проинформировать владельца сайта о необходимости удаления запрещённой информации. В случае, если владелец не выполнит требование в установленный срок, провайдер обязан ограничить доступ к сайту.

Следовательно, именно хостинг-провайдер получает уведомление от надзорного органа и обязанность по информированию владельца сайта лежит на нем, а владелец, в свою очередь, после получения уведомления обязан устранить нарушение.

Это уведомление - ключевой документ: в нём содержится не только требование об удалении информации, но и конкретные основания блокировки. Могут быть даже указаны конкретные URL-адреса с запрещённым контентом, квалификация нарушения по закону, тип информации. Наличие этих данных позволяет владельцу сайта понять суть претензий и своевременно среагировать, чтобы избежать блокировки. Имея на руках уведомление, владелец сайта будет чётко понимать, какую именно информацию необходимо устранить и какие требования выполнить. Далее он сможет подать запрос на разблокировку и начать законный процесс исключения сайта из реестра Роскомнадзора.

Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем указывать актуальные контактные данные на сайте и у хостинга. Актуальный e-mail - это канал, через который можно успеть предупредить блокировку, не доводя дело до полной потери доступа. Иначе велика вероятность пропустить важное сообщение и потерять время, которое можно было бы использовать на устранение нарушений.

Таким образом, согласно закону Роскомнадзор не обязан уведомлять владельца сайта напрямую! Взаимодействие идёт через хостинг или по доступным контактам. Поэтому ответственность за своевременное получение уведомлений лежит также и на владельце сайта - именно он должен обеспечить актуальность своих данных и выбирать надёжного хостинг-партнёра.

На практике всё начинается с тревожной мысли: «Нас не уведомили - это незаконно!», но если хостинг расположен за пределами России, не предоставляет оперативную поддержку, уведомление от РКН действительно может просто не дойти до владельца сайта. Помимо этого, необходимо помнить, что если хостинг находится за пределами РФ, он, скорее всего, не взаимодействует с Роскомнадзором и не получает от него уведомлений. Соответственно, и владелец сайта о претензиях не узнаёт. Более того, даже если сервер физически находится в России, но используется сервис проксирования, например Cloudflare, то уведомление также может не дойти, ведь в реестре будет указан IP-адрес Cloudflare, а не реального хостинга.

Тем не менее, даже если владелец не получил письмо или уведомление, это не отменяет правомерность блокировки. С точки зрения закона формальный факт направления уведомления хостинг-провайдеру уже считается достаточным.

Мы понимаем, насколько критична ситуация при потери доступа к сайту, особенно когда на кону бизнес, клиенты и репутация. Поэтому, если ваш сайт заблокирован, мы подключимся и оперативно поможем разобраться в ситуации, определить причины и найти законный путь к восстановлению доступа.

наша команда - эксперты в юридической защите цифровых проектов. В том случае, если вы столкнулись с блокировкой сайта и не знаете, как разблокировать сайт самостоятельно, просто свяжитесь с нами. Мы оперативно подключимся и возьмём на себя административное взаимодействие с Роскомнадзором и иными контролирующими органами, поможем установить причины, выявить и устранить нарушения, также подготовим план действий по исключению сайта из реестра заблокированных ресурсов. Помимо этого, чтобы избежать повторных ситуаций, дадим рекомендации, как защитить ресурс от повторных блокировок.
Оставьте заявку и мы начнём разбор уже сегодня. Перейти к боту →