что изменится с 1 сентября 2025 и кого это коснётся
С 1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон № 72-ФЗ от 7 апреля 2025 года, который вносит изменения в Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «О рекламе». Согласно этим изменениям, запрещается размещение рекламы на информационных ресурсах организаций, деятельность которых признана нежелательной, экстремистской или террористической на территории РФ.
Что подпадает под запрет закона «О рекламе»? • Реклама на платформах, признанных экстремистскими (Instagram*, Facebook* и др.)/Коммерческие публикации, если они подпадают под определение рекламы. • Размещение рекламы на ресурсах, деятельность которых признана нежелательной в РФ. • Размещение рекламы на заблокированных сайтах и платформах. Кого касается запрет? Запрет распространяется на:
Физических лиц;
Индивидуальных предпринимателей;
Юридических лиц;
Блогеров и владельцев аккаунтов в социальных сетях.
На каких ресурсах теперь запрещается размещение рекламы?
Информационные ресурсы иностранных или международных организаций, деятельность которых признана нежелательной в России.
Информационные ресурсы общественных или религиозных объединений, а также иных организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Другие информационные ресурсы, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Штрафы за нарушение Согласно закона «О рекламе» размеры штрафов за размещение рекламы на запрещенных ресурсах следующие:
Физические лица: от 2 000 до 2 500 рублей;
Индивидуальные предприниматели и должностные лица: от 4 000 до 20 000 рублей;
Юридические лица: от 100 000 до 500 000 рублей.
Ответственность наступает за размещение рекламы на запрещённых ресурсах, но при этом старые посты удалять необязательно: согласно ФАС (в ответе на запрос АБА), факт нахождения рекламы в сети после 1 сентября 2025 года сам по себе нарушением не является, если она не распространяется повторно.
Повторным распространением ведомство считает любое повторное размещение рекламы после этой даты через ссылки, хештеги, репосты, закреплённые сообщения или рекомендации соцсетей, а также упоминание акций и скидок и тд. Что можно делать?
Размещать информацию о своей деятельности, товарах, услугах, мероприятиях на собственных ресурсах (сайтах, страницах в социальных сетях);
Делиться личным опытом, мнением о товаре или услуге;
Публиковать новости, аналитические материалы, обзоры товаров и услуг, если они не направлены на продвижение конкретного товара или услуги.
Важно, чтобы информация не носила рекламный характер, то есть не содержала призывов к действию, ссылок на оплату, промокодов, акций и т.д.
Для брендов и компаний публикации на собственных страницах практически не подвергнутся изменениям. Основные ограничения будут касаться блогеров и создателей контента, ранее получавших доход от продвижения чужих товаров и услуг на указанных платформах.
* Организация Mеtа, а также её продукты Instаgrаm и Fаcеbооk, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ.